Стахевич А.М.


БУМАЖНАЯ И ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ


ХХ в. стал вершиной в развитии традиционных, бумажных библиотек (ББ). ХХI в. станет периодом активного перехода от бумажного и смешанного вида библиотек к электронным библиотекам (ЭБ). ХХII в. превратит, по-видимому, бумажную библиотеку в музейную редкость и достопримечательность отдельных городов. Не исключено, что последнее произойдет в высокоразвитых странах уже в первой половине ХХI в.

Российские библиотеки в который раз застигнуты врасплох. Находясь в самом начале этого процесса (оцифровки информации), большинство по инерции продолжает активно и крайне неэффективно автоматизировать бумажные технологии, в то время как зарубежные коллеги стремительно уходят вперед, мощно и рационально осваивая электронную реальность. И дело здесь вовсе не в количестве средств, а в отсутствии научно-обоснованного подхода к этим явлениям и соответствующих управленческих решений.

Важнейшие элементы ББ: хранилище информации, фонд документов, пользователи, библиотекари, поисковые системы, материально-техническая база и многие другие системообразующие элементы традиционной библиотеки, в общем, присущи и ЭБ. Правда, реализация этих структурных элементов библиотек в условиях работы ЭБ носит принципиально иной характер. Убедиться в этом достаточно просто, работая с электронными ресурсами в виртуальной среде (проще говоря, в Интернет).

Терминологическая, но не понятийная схожесть основных составляющих ББ и ЭБ приводит к распространенной даже среди корифеев автоматизации библиотек ошибке: работа ЭБ описывается и анализируется с помощью атрибутов, присущих ББ. Так, при создании ЭБ все активнее и настойчивее предлагается использовать традиционные элементы ББ (библиографическое описание, таблицы классификаций, координатное индексирование, АИБС, штрих-кодирование и др., мало чего общего имеющих с ЭБ, противоречащих ее сути и сдерживающих ее развитие, необоснованно увеличивая и без того высокую стоимость нового вида библиотеки.

Электронная библиотека - принципиально иное инженерно-коммерческое образование и описывать ее бумажными элементами бумажной технологии бумажной библиотеки, на наш взгляд некорректно. Исторически ЭБ появилась как отрицание ББ и если какой-то период времени она и развивается в недрах библиотеки, то из-за этого не надо искать в ней генетическую связь с бумажной библиотекой. Иллюстрацией к сказанному может служить следующий образ: ЭБ сродни жуткому, но суперсовременному персонажу известного американского фильма-ужаса "Чужой".

Принципиальную новизну ЭБ определяют, на наш взгляд, следующие характеристики:

* более высокий технический уровень решения традиционных задач библиотечно-библиографической практики;
* дороговизна интеллектуальных и технических средств обеспечивающих эффективное функционирование электронных ресурсов;
* качественно иная "архитектурно-планировочная среда" хранения, обработки и использования информации;
* качественно другие стандарты;
* иные принципы развития библиотеки, среди которых главенствующим является принцип наименьшего действия, определяющий законы и закономерности развития нового вида библиотеки (например, впервые можно будет рассматривать библиотеку как физическую среду обитания документов, появится необходимость в серьезном математическом обеспечении связанных с этим процессов);
* превращение научной библиотеки из учебно-вспомогательной в важнейшую составляющую образовательной структуры вуза (университета);
* независимость процессов формирования электронных ресурсов от статуса территорий и организаций (блестящие примеры создания подобных баз данных научными библиотеками Новосибирска, Томска, Нижнего Новгорода, Воронежа и др. яркое тому подтверждение);
* превалирование инженерно-коммерческого подхода над  гуманистическим (к сожалению, обычная плата за революционные преобразования);
* превалирование интеллектуальной (умственной) работы над физической;
* возрастание роли высокопрофессионального, хорошо оплачиваемого труда библиотекарей (инженеров, менеджеров);
* значительное увеличение числа специалистов мужского пола, участвующих в создании и развитии этого вида библиотеки;
* иной режим работы библиотеки (круглосуточный);
* крайне высокая интенсификация труда и соответственно интеллектуальных и психологических перегрузок сотрудников библиотеки;
* и другие специфические характеристики нового вида библиотеки.

Создание ЭБ объективно обусловливает иную среду ее развития:

* качественно иных учебных заведений (вероятнее всего, новые кадры для ЭБ будут формироваться в учебных заведениях, прежде всего технической и естественнонаучной направленности);
* качественно иных как по содержанию, так и носителям информации журналов специальной тематики;
* технически и коммерчески образованных руководителей библиотек, владеющих менеджментом, НОТ и в рамках решаемых задач ­ иностранным (и) языком (ами);
* продвинутых в техническом и коммерческом плане чиновников министерств и ведомств, отвечающих за библиотечную сферу, но при этом имеющих опыт работы в библиотеках разных видов;
* прагматичной государственной политики в отношении новых и старых видов библиотек;
* опережающих научных разработок, раскрывающих основную направленность развития традиционных и современных видов библиотек.

Таким образом, несмотря на кажущуюся схожесть элементов ББ и ЭБ, сущность составляющих этих видов библиотек имеет принципиальные отличия, что в который раз подтверждает необходимость научного подхода к сложным явлениям библиотечной действительности и, в частности, новых исследований в рамках создаваемой нами "Общей теории развития библиотек".

Hosted by uCoz